Исторически Донбасс значительно теснее связан с Западной Европой, чем, скажем, Полтавщина или Харьков. На Донбассе почти все крупные города основанные при непосредственном участии выходцев из европейских стран.
История часто проделывает с людьми самые невообразимые фокусы.
Предсказать, куда выведет провидение ту или иную страну, поистине
невозможно.
За короткие промежутки времени ситуация в мире может
измениться настолько, что потом, оглядываясь назад, бывает очень тяжело
поверить, что когда-то мы жили в совсем иной реальности, с иными
традициями и привычками. Что порядки, которые были приняты в обществе, в
считанные десятилетия изменились на противоположные.
Одни народы
живут в мире и спокойствии долгие века. Другие будто участвуют в
каком-то безумном эксперименте, постоянно заражаясь самыми немыслимыми
идеями. Восток Украины – как раз такая территория парадоксов.
В
прошлом наиболее промышленно развитый, инновационный регион за минувшее
столетие превратился из "русской Америки", как его называл Менделеев, в
наиболее реакционную, антизападную область, населенную крайне
консервативным населением, живущим идеями прошлого.
Как же так получилось? И кто же над нами так пошутил?
Полыхающий
сегодня в Донбассе бунт, является, по сути, бунтом против
евроинтеграции, курс на которую взял Киев после того, как Янукович
сбежал из страны.
Европейцы, по версии донецких сепаратистов,
являются злейшими врагами народа Донбасса, а сама Европа – просто
цитадель зла, от которой необходимо держаться подальше. В этом легко
убедиться, если просто поговорить со сторонниками ДНР и взглянуть на их
транспаранты. Идеология донецкого сепаратизма – это радикальная
антизападная риторика.
С оглядкой на историю Донбасса,
происходящее кажется абсурдом, ведь современный восток Украины никогда
прежде в своей истории не был отсталым, дремучим краем. Напротив,
Донбасс, как и другие регионы Украины, тесно связан с Европой
исторически. Казалось бы, уж где-где, а здесь точно должны
господствовать проевропейские, прозападные настроения, но по факту мы
имеем совершенно иную картину.
Было бы еще объяснимо, если бы
столь фанатичные антиевропейские выступления происходили где-нибудь в
исконно-русских областях, в районе Валдая, или в каких-нибудь
старообрядческих селах Сибири. Но когда такие настроения охватывают
людей в регионе, который был фактически основан и построен выходцами из
Западной Европы – вот это настоящая насмешка истории.
К
сожалению, жители шахтерских поселков, стоящие на баррикадах из шин с
дрекольем и арматурой, едва ли способны понять масштаб этого
исторического анекдота в силу малых исторических знаний. Для них Донбасс
– это советский край, русская территория, которая должны быть спасена
от ненавистной "гейропы".
Между тем, всего-то сто лет назад
Донбасс был фактически европейской колонией в составе Российской
Империи. Практически вся местная промышленность находилась в руках
европейских капиталистов, а современные города строились вокруг
основанных европейцами предприятий.
Именно выходцы из Британии,
Германии, Бельгии, Франции создали современную донецкую индустрию и
положили начало тому Донбассу, который мы знаем теперь. Но наша память
оказалась слишком коротка.
Годы советизации буквально вытравили
отсюда всю "иностранщину". Европейскость из Донбасса корчевали долго и
старательно, вымарывая старую топографию, истребляя под корень людей
европейского происхождения, селившихся здесь в период освоения региона.
Между
тем, тот, кто хочет знать о роли европейцев в становлении Донбасса,
может без труда найти необходимый материал. Останки той старой,
европейской Донетчины и сегодня можно встретить там и сям, если хорошо
поискать.
Исторически Донбасс куда более тесно связан с Западной
Европой, нежели, скажем, Полтавщина или Харьков. Здесь почти все крупные
города основаны при непосредственном участии выходцев из европейских
стран, что часто отражалось в их исторических названиях.
Пожалуй,
всем сегодня известно о том, что Донецк был основан британцем (а точнее
– валлийцем) Джоном Хьюзом, который построил в степи на месте будущего
города свой металлургический завод. В честь основателя поселение долгие
годы называлось Юзовкой, пока название не заменили на идеологически
правильное, советское "Сталино".
Но есть в Донецкой области и
масса других, менее известных примеров. Городок Юнокоммунаровск, который
теперь является частью Енакиево, сто лет назад носил название Бунге. По
имени главы правления Русско-бельгийского металлургического общества,
которое построило первую шахту на территории городка. С приходом
советской власти "буржуйское" название было изменено на советское.
Городок
Новгородское, что стоит недалеко от Дзержинска, до 1950-х назывался
Нью-Йорком. Несмотря на американское название, Нью-Йорк был немецким
поселением. Колонией немцев-меннонитов. Немецких поселенцев в Донецкой
области было великое множество, правда к настоящему времени не осталось
ни одного.
Еще в 1789 году императрица Екатерина II издала Указ о
привлечении немцев к освоению земель Приазовья. По указу переселенцы на
30 лет освобождались от уплаты налогов. Им выделялись деньги для
обустройства, гарантировалась свобода вероисповедания, а также они
освобождались от службы в армии.
Льготы способствовали тому, что в Донбассе за 75 последующих лет образовалось 68 немецких поселений.
Нью-Йорк
был одним из самых крупных. Там и сегодня сохранились некоторые
немецкие постройки, старые дома с черепичными крышами и несколько
поваленных гранитных памятников на местном кладбище.
Другое бывшее крупное немецкое поселение – нынешний райцентр Тельманово. Прежде он назывался Остхейм.
Остальные
мелкие поселки-колонии давно перестали существовать или были поглощены
разросшимися городами. Например, на границе Донецкой и Днепропетровской
областей до 1919 года существовала колония Мариенталь, которая была
полностью сожжена еще махновцами.
Немцев из Донбасса полностью
вычистили в 1940-х. После начала войны Сталин осуществил настоящую
этническую чистку, и от германцев остались одни топонимы да старые
могилы. Сейчас о них помнят разве что совсем уж древние старожилы.
Примечательно,
что и другой областной центр востока Украины – Луганск – также был
основан при непосредственном участии британцев и немцев. Луганский
литейный завод, который дал начало городу, был построен шотландским
инженером Карлом Гаскойном, который считается основателем Луганска.
Другой
промышленный гигант города – Паровозостроительный завод и нынешний
"Лугансктепловоз" – построил Густав Гартман из Германии. До недавнего
времени в городе существовал его дом – настоящий памятник архитектуры.
Но в последние годы его забросили, и он полностью разрушился - еще одна
вырванная европейская страница донецкой истории.
Дом Гартмана, Луганск
При участии
европейских капиталистов появилась в девственных степях промышленность
Макеевки, Константиновки, Мариуполя, Енакиева, Краматорска.
Построенные
европейцами заводы сегодня по-прежнему льют сталь и производят машины,
все больше приумножая состояния донецких олигархов. ММК им. Ильича в
Мариуполе (бывший бельгийский завод "Русский Провиданс"), Макеевский
металлургический завод (бывший французский завод "Унион"), Донгормаш
(завод Боссе в одноименном микрорайоне Донецка), все тот же упомянутый
выше Лугансктепловоз.
Олигархи же, по иронии судьбы, до
последнего вкладывали заработанное в антиевропейскую пропаганду.
Созданный европейцами Донбасс за годы большевистской власти
переформатировал сам себя до неузнаваемости, и даже с приходом
капитализма не вспомнил о своих корнях. Теперь тут модно быть советским
консерватором, но уж никак не сторонником движения по пути европейского
прогресса.
К сожалению, все эти ментальные метаморфозы тесно связаны и с экономической составляющей.
За
годы советской власти промышленность региона постепенно деградировала,
пока Донбасс в итоге не превратился в склад устаревших, малорентабельных
производств. Как итог – сильнейший экономический кризис и депрессия, из
которой промышленность и население шахтерского края не вылезает уже
несколько лет.
Коксовый завод француза Буроза в Макеевке сто лет назад
Маячащая впереди перспектива превращения региона в
никем не признанную "серую территорию" с неопределенным статусом вполне
может оказаться закономерным финалом этого долговременного падения.
Правда,
в этом случае история донецкой промышленности скорее всего закончится, и
о большинстве ныне работающих заводов наши дети будут знать лишь по
старым фотографиям. Так же, как сегодня мы знаем по фотографиям о старых
заводах, построенных европейскими колонистами. Джерелом є сайт
istpravda.com.ua.
Читайте также:
|