 Физики из Университета Квебека на практике подтвердили предсказанные в теории законы поведения волн на сосульках. Статья еще не принята к публикации в рецензируемом журнале, однако ее препринт доступен на сайте arXiv.org.
Известно, что поверхность сосулек (особенно старых) часто не является
ровной, а покрыта волнами. Несколько лет назад Казуто Уено, который в
настоящее время трудится в Университете Квебека, построил теорию роста
кристаллов под тонким слоем жидкости. Эту теорию, которая, среди
прочего, применима для описания роста сталактитов и сталагмитов в
пещерах, он применил для описания роста сосулек. В частности, Уено
предполагал, что сосульки покрыты тонким слоем переохлажденной воды (то
есть воды, температура которой ниже нуля градусов по Цельсию).
Используя математическое моделирование, а также серию экспериментов
исследователям удалось подтвердить все основные выводы теории Уено.
Исследователи установили, что в начале своей жизни поверхность сосульки
гладкая. Воздействие внешних факторов вносит возмущения в ток жидкости
по поверхности (в рамках работы исследователи рассматривали только
действие гравитации, исключив, например, воздействие воздушных потоков),
в результате чего формируются неровности. При этом, так как выпуклые
части сосульки лучше излучают тепло, чем впадины между волнами, то
выпуклости начинают интенсивно расти, и сосулька покрывается волнами.
При этом волны размещаются на сосульке не случайным образом. Во-первых,
длина волны растет с уменьшением угла наклона поверхности сосульки.
Во-вторых, длина волн мало зависит от количества поступающей воды, и,
в-третьих, волны по сосульке должны ползти вверх со скоростью, равной
примерно половине средней скорости роста. В отличие от качественного
описания роста сосулек, три перечисленных закона были впервые
подтверждены на практике.
По словам исследователей, в настоящее время они заняты модификацией
теории с учетом действия воздушных потоков. В таком виде их результаты
могут оказаться полезны, например, для предсказания появления льда на
фюзеляже и крыльях самолетов. Джерелом є сайт Lenta.ru.
Читайте также:
|