Кто развалил экономику Луганщины? Продолжение... - Portal.Lg.Ua:) Украинский портал. Интересные Новости. Цікаві новини. Коротко о самом интересном.
Пользовательского поиска
Portal.Lg.Ua:) Украинский портал. Интересные Новости. Цікаві новини.  Коротко о самом  интересном.
Курс валют

 25,14    27,75    0,38
Облако тегов

Доска объявлений.
Послуги копірайтера
Новостройки (28.03.2023)
КОМПАНИЯ "МОТОРИМПЕКС"
Прочее (29.01.2023)
Kingex
Прочее (01.08.2022)
Epilook Лазерная эпиляция
Услуги для женщин (24.05.2022)
Магазин лакокрасочной продукции - UniSil
Прочее (20.05.2022)


 
= Ad with Photo
RSS-канал


IT-новости
Авто-авиа новости
Игры
Интим
Медицина
Это Интересно
Кулинарная азбука
Мир Моды
Мобильные новости
Музыка, кино
Научные новости
Неопознанное
Новости в мире
Новости в Украине
Про женщин
Про мужчин
Проишествия
Спорт

Все новости
Авторизация
Portal.Lg.Ua:) Украинский портал. Интересные Новости. Цікаві новини. Коротко о самом интересном. © 2024
planeta
Кто развалил экономику Луганщины? Продолжение... Версия для печати Отправить на e-mail
Image

Геннадий Москаль: «За что меня сегодня бьют господа Ефремов и Тихонов – это снижение темпов прироста промышленного производства. Но ведь во время их руководства в области были провалы и очень большие. Так, в 2001 году объем промышленного производства составлял 130,3%, а в 2002 – темпы прироста резко упали до 104,2%, однако никто по этому поводу не собирал сессию и никто не выражал недоверие действующему председателю облгосадминистрации».

Сложившаяся ситуация вынуждает проанализировать реальное положение дел по всем основным отраслям экономики и другим сферам жизнеобеспечения.

Промышленность

Предприятия машиностроения исторически были сориентированы на потребности отраслей тяжелой индустрии и на партнеров за пределами Украины. Кризис в отраслях тяжелой промышленности, деструктивные явления в экономике стали основными причинами падения производства в этой отрасли. Практически прекращен выпуск магистральных локомотивов, вагонов, транспортеров, станков. Качество продукции этой отрасли отстает от мирового уровня. За прошлые 15 лет так и не удалось создать стойкую кооперацию между предприятиями отрасли. Практически не решаются вопросы предприятий военно-промышленного комплекса по государственным заказам и выходу на внешний рынок, их так и не удалось перевести на выпуск гражданской продукции. Структурная переориентация предприятий осуществляется медленно и неповоротливо, без надлежащего поиска рынков сбыта.

Основные фонды промышленности области, которые составляют 67 процентов производственных фондов хозяйственного комплекса, в большинстве своем морально и физически устарели, требуют модернизации, внедрения новых высокопродуктивных технологий, перехода на выпуск продукции мировых стандартов. В целом износ их на начало 2005 года составил более 44 процентов. Именно неудовлетворительное положение сложилось в строительстве, где показатель износа основных фондов достиг 60,1 процентов, транспорте - 57,7, обрабатывающей промышленности - 57,2, производстве электроэнергии газа и воды - 53,0 процента. Выбывание основных фондов составило 4,3 процента, или в 1,3 раза больше, чем в 1990 году, в том числе устаревших - 3,2 процента, или в 1,8 раз больше. Фондоотдача в промышленности по сравнению с 1990 годом значительно снизилась. Снижается эффективность структуры основных производственных фондов. Значительно возросла доля зданий и сооружений (с 51,1 до 55,8 процента).

Таким образом, мы оказались в ситуации, когда в результате практически 15-ти летней бездеятельности по модернизации производства, нами получены настолько устаревшие основные фонды, эксплуатация которых не может дать качественной конкурентоспособной сегодня продукции. Большая часть основных фондов имеет конструкторскую идею начала прошлого столетия. Часть отраслей, производящих товары массового спроса и конечную продукцию, при плановой экономике была не достаточна и еще более сократилась за последние 15 лет. Удельный вес объемов производства легкой промышленности сравнительно с 1990 годом снизился с 9,4 до 0,8 процентов, пищевой - с 15,6 до 8,5. При этом следует отметить, что с легкой промышленностью еще и проводили эксперименты, хотя и неудачные (создание сети швейных фабрик под эгидой ГП «Лугансклегинвест», которые фактически превратились в производственные цеха и не имеют полной производственно-сбытовой инфраструктуры). В случае же с пищевой, руководство области довольствовалось все теми же показателями валовых объемов, упустив ситуацию в сырьевой базе, что привело к кризису животноводства и молочной промышленности. Область, которая имеет уровень урбанизации 86,3 процента и третий по мощности в Украине промышленный потенциал, из-за неэффективной его структуры в это время занимает лишь пятое место по объему реализации промышленной продукции на душу населения. Она уступает не только Запорожской, Днепропетровской и Донецкой областям, где этот показатель в 1,1-1,8 раз выше, но и Полтавской - в 1,13 раз, где уровень урбанизации 58,5 процента.

Область чувствует дефицит электроэнергии, поскольку за счет собственных источников обеспечивает только треть потребности в ней. Наращивание производственных мощностей в электроэнергетике региона прекращено с середины семидесятых годов. Существующие мощности отрасли в большинстве отработали свои проектные ресурсы и требуют замены. Если в 1990 году область произвела 11,4 млрд. кВт часов электроэнергии, то через 15 лет - лишь 5,1 млрд. кВт часов. Ни предприятия, ни область в настоящее время не имеют в своем распоряжении необходимых средств для возобновления достигнутых объемов производства электроэнергии и последующего развития мощностей.

Область полностью зависит от импорта природного газа и нефти.

Немного меньше половины промышленных предприятий - убыточные, рентабельность их базируется на прибыли двух промышленных гигантов. Это, прежде всего ЗАО "Лисичанская нефтяная инвестиционная компания" (ЗАО "ЛИНИК"), ОАО "Алчевский металлургический комбинат", ОАО "Алчевский коксохимический завод", ЗАО "Северодонецкое объединение Азот", которые производят около половины годовых объемов промышленной продукции области. Вторая половина объемов приходится на остальные, более 600 промышленных предприятий основного круга статистической отчетности, которые относятся к различным формам собственности имеют свои аналогичные с предприятиями гигантами проблемы дальнейшего развития. Стоило нефтеперерабатывающему заводу в I квартале текущего года снизить объемы переработки нефти на 10%, как промышленность сразу потеряла за этот период более 3% темпов роста к прошлому году, которые не могут восполнить предприятия других отраслей, несмотря на положительную в целом динамику развития (101,2% к I кварталу прошлого года без учета товарного производства ООО "ЛиНОС").

Справочно:

Закрытое акционерное общество "Лисичанская нефтеперерабатывающая инвестиционная компания" (ЗАО "ЛИНИК"), до 01.01.2006 - ООО "ЛИНОС", самое крупное промышленное предприятие области с годовыми объемами до 8,7 млрд. грн, что соответствует около 30% в общей структуре промышленного производства области. В прошлом году на предприятии объемы производства в сопоставимых ценах 2005 года составили около 9 млрд. грн, или 97,0% к 2004 году. В натуральном выражении переработано 6,02 млн. тонн нефти, или 91,0% к 2004 году.

Тенденция снижения объемов производств к аналогичному периоду прошлого года продолжается и в этом году. По оперативным данным за I квартал текущего года заводом произведено товарной продукции на сумму 2835,0 млн. грн., что меньше на 329 млн. грн, или 11,4%, чем было произведено предприятием в I квартале 2005 года. (Всего по промышленности за I квартал произведено товарной продукции на 8699,8 млн. грн, т.е. в структуре товарной продукции области снижение объемов ЗАО "ЛИНИК" составляет около 4% и компенсировать спад объемов производства другими отраслями практически невозможно, как результат - 99,2% к I-му кварталу 2005г.).

Все это в конечном итоге не дает объективной характеристики развития промышленности области, которая без учета ЗАО "ЛИНИК" имеет положительную динамику (101,2% к I кварталу 2005 года).

Основными причинами нестабильной работы предприятия является:

- отмена в мае 2005 года импортной пошлины на нефтепродукты, которая привела к значительному росту объемов импортных нефтепродуктов, основная доля которых поступает из России и Беларуси, которые объективно дешевле отечественных (за счет более глубокой переработки нефти, дешевых энергоносителей). Следствием этого, а также незначительной стоимости доставки от иностранных производителей к большинству украинских потребителей на сегодня стало вытеснение импортом отечественных нефтепродуктов на внутреннем рынке.

- повышение тарифов на внутренние перевозки и экспортные перевозки основных видов нефтепродуктов в среднем на 50%, а всего с 2002 года рост транспортных тарифов составил 90%, что существенным образом увеличило расходы на экспорт. Увеличение транспортных тарифов привело к снижению объемов экспортных поставок в 2005 году на 23,3% в сравнении с аналогичным периодом в прошлом году. О решении проблем предприятия на государственном уровне облгосадминистрация неоднократно обращалась в Кабинет Министров Украины, Минтопэнерго, Минэкономики Украины, которые могли бы решить эти вопросы, однако до настоящего времени данные проблемы остаются. Для стабилизации производственной деятельности ЗАО "ЛИНИК" необходимо:

- уменьшение налога предприятиям, которые выпускают продукцию европейского качества;

- дифференциация акцизного сбора на нефтепродукты, согласно их качества;

- установление налога на ввоз нефтепродуктов, который бы создавал равные условия, как для импортеров, так и для отечественных нефтеперерабатывающих заводов;

- отсрочка выплаты НДС за импорт оборудования.

В настоящее время подготовлены материалы в Кабинет Министров Украины, к депутатскому корпусу Луганской области об изменении законодательных актов по отношению к этому уникальному предприятию, созданию благоприятных условий по стабилизации финансово-экономической деятельности, модернизации производства. На протяжении многих лет не решаются жизненно важные проблемы предприятий:.

- крайне недостаточные объемы государственных заказов на государственных предприятиях, в том числе бывшего военно-промышленного комплекса, где загрузка производств составляет не более 5% мощностей (завод "Красный Луч", ГП ПО "Луганский станкостроительный завод", казенный химический завод "Заря", химическое объединение им. Г.И. Петровского, ОАО "ХК "Лугансктепловоз" и др.).

- сложность из-за отсутствия средств на капитальный ремонт передачи социальной инфраструктуры местным советам, содержание которой усложняет финансово-экономическое состояние предприятий и сдерживает их дальнейшее развитие (ГП ПО "Луганский станкостроительный завод", ОАО "Лугансктепловоз", ЗАО "Луганский завод коленвалов", завод "Красный Луч" и др.).

- отсутствие государственного финансирования промышленных предприятий на содержание мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва. Практически сведена к нулю работа предприятий легкой промышленности, куда с 1996 года через государственную компанию "Лугансклегинвест" было вложено из государственного бюджета более 70 млн. грн. Эти средства пошли на создание и техническое переоснащение 7 предприятий отрасли. Было создано 1400 новых рабочих мест, но отдачи от предприятий, адекватно вложенным в них государственных инвестиционных ресурсов пока нет. Внедрение нового оборудования, в связи с несовершенным законодательством, дало отрицательный результат: почти в 5 раз увеличились амортизационные отчисления и это существенно повлияло на общие финансово-экономические показатели работы предприятий..

Похожее положение в машиностроительной отрасли..

В 90-е годы отрасль претерпела значительные изменения, вызванные распадом Союза, разрывом внешних экономических связей, переходом к рыночной экономике. Содержание значительных производственных мощностей, снижение их загрузки привело к ухудшению финансово-экономического состояния предприятий, сокращению численности работников, которая по сравнению с 1990 годом сократилась в 5 раз и в настоящее время равняется 38,5 тыс. чел. Объемы товарной продукции в структуре промышленного производства сократились в 2,5 раза и сегодня составляют всего 5,6%. Динамику производства можно рассмотреть на примере ХК "Лугансктепловоз" по производству магистральных тепловозов. В 1991 году предприятием было произведено 732 тепловозные секции, в 1996 году -7 секций, в 2000 году тепловозы не производились, завод освоил производство прицепных вагонов, которых было выпущено 22 единицы, в 2004-2005 гг. предприятием изготовлено 104 тепловозные секции, 3 состава дизель-поездов и 9 составов электропоездов постоянного и переменного тока. Предприятие постепенно восстанавливает свое былое значение, однако ему необходима поддержка в привлечении эффективного инвестора-собственника для технического переоснащения производства и обеспечения заказами..

Потеря рынков сбыта продукции в странах СНГ и сокращение её потребности в Украине привело к полной утрате в области производства металлорежущих станков, которое также было одним из важнейших направлений. Выпуск данной продукции осуществляли 3 завода - ГП ПО "Луганский станкостроительный завод" (ГП ПО "ЛСЗ"), Краснореченский (ОАО "КСЗ") и Ивановский станкозаводы (ОАО "ИСЗ"). Ими производился широкий спектр металлорежущих станков, в том числе станков с числовым программным управлением. Динамика их выпуска такова - в 1990 году было произведено 5537 станков разных моделей, в 1996 г. - 800 ед., в 2000 г. - 170 шт., в 2003 г.- 5 шт., в 2005 г. - ни одного. Это очень печальная статистика. Все три завода в настоящее время находятся в банкротстве и проходят процедуру санации, ГП ПО "ЛСЗ" - с июня 2001 года, ОАО "КСЗ" - с апреля 2004 года, ОАО "ИСЗ" - с апреля 2002 года. При таком положении дел, возобновление производства металлорежущих станков на этих предприятиях находится под большим вопросом..

Для примера можно рассмотреть и положение в оборонном промышленном комплексе. На территории области находилось 23 предприятия, которые выпускали продукцию для обороны и безопасности государства, имели значительный производственный и интеллектуальный потенциал. До проведения конверсии в 1989 году удельный вес этой отрасли составлял свыше 30 процентов от общего объема машиностроения. По выполнению конверсионных программ часть предприятий производств были перепрофилированы на выпуск гражданской продукции, однако полное отсутствие финансирования по этим программам с 1996 года, дефицит собственных средств, прекратило выполнение заданий большинства программ на стадии разработки технической документации или опытного образца. Производственные мощности большинства этих предприятий, в основном по производству комплектующих изделий, были законсервированы или утрачены. Основные предприятия отрасли, производственные мощности которых по изготовлению спецтехники загружены в среднем на 3-10% или вообще не загружены, несут значительные убытки от их сохранения и содержания..

Характерным примером является ГП ПО "Луганский станкостроительный завод" - единственный в Украине изготовитель боеприпасов к стрелковому оружию. Предприятие ежегодно имело финансирование государственного заказа в очень малом объеме, не обеспечивающем жизнедеятельность предприятия, содержание и сохранение производственных и мобилизационных мощностей. Это привело к его банкротству. Численность работающих на предприятии сократилось с 8416 чел. в 1995 году до 1025 чел. в 2005 году. ОАО "Завод "Красный Луч" - единственный в Украине производитель гидроакустических и навигационных систем для военно-морского флота. В прошлом 90-95% товарного выпуска завода составляла аппаратура специального назначения, постепенно количество государственных заказов уменьшалось, а с 2003 года предприятие вообще не имеет госзаказа. Для его перепрофилирования необходима государственная поддержка или появление эффективного инвестора-собственника. В ноябре 2005 года возбуждено дело о банкротстве предприятия..

В области остановлено производство резисторов гражданского и специального назначения, которое осуществлялось на ОАО "Северодонецкий завод сопротивлений". Предприятие с 2001 года не работает, с августа 2003 года находится в процедуре санации. Три завода в области выпускали реле разного назначения, в том числе военного. В настоящее время работает с загрузкой мощностей до 15% ОАО "Краснодонский завод "Юность", против которого также в конце 2005 года возбуждено дело о банкротстве. ОАО "Титан" в настоящее время не выпускает профильную продукцию, ОАО "Краснолучский механический завод" находится в стадии ликвидации..

Практически уничтожена в области радиоэлектронная промышленность, которую представляли ОАО "Завод "Донец", ОАО "Краснолучский завод "Стандарт", ОАО "Алчевский завод "Сигнал", ОАО "Антрацитовский завод "Радист", ОАО "Антрацитовский завод "Эталон", ОАО "Северодонецкий завод "Ротор", ОАО "Свердловский завод "Машлит", ОАО "Антрацитовский завод "Кристалл" и другие. Попытки перепрофилирования и смены собственников результатов не дали и в настоящее время 5 из них находятся в стадии ликвидации. Остальные профильную продукцию не выпускают. Таким образом, из 23 предприятий военно-промышленного комплекса по специализации работает только 5. Это казенное предприятие "Рубежанский химзавод "Зоря", Химобъединение им. Петровского, ГП ПО "Луганский станкостроительный завод", ОАО "Краснодонский завод "Юность", и ЗАО "Первомайский механический завод" (правопреемник ОАО "Первомайский машиностроительный завод"). Последние два предприятия в небольших количествах поставляют спецпродукцию в Россию..

Гораздо успешнее могла бы развиваться химическая отрасль..

Из крупных предприятий стабильно работающим можно назвать лишь закрытое акционерное общество "Северодонецкое объединение Азот", объемы производства которого не могут компенсировать отставание других предприятий. Взять, к примеру, открытое акционерное общество "Краситель" -старейшее предприятие области основано в 1914 году. В свое время крупнейший производитель анилино-красочной продукции, выпускающий до 35% всего объема химической продукции государства, являлся основным градообразующим и бюджетообразующим предприятием г. Рубежное, на котором было занято более 12 тысяч работающих. В 2000 году завод достиг критической неплатежеспособности, по этой причине была введена процедура банкротства. На его базе создано предприятие - общество с ограниченной ответственностью "Рубежанский Краситель", где в настоящее время трудится всего до 1,5 тыс. человек. Завод работает крайне нестабильно, в объемах отрасли занимает всего 0,7%..

Аналогичное положение на ОАО "Лисичанский завод резинотехнических изделий".. До 90-х годов крупнейшее предприятие в Европе по производству резинотехнических изделий для различных отраслей промышленности, имеющее возможность выпускать до 10 тысяч наименований продукции. В то время на заводе работало около 6 тысяч человек. С 1996 года преобразован из арендного в акционерное общество. В сентябре 2000 года по решению суда из-за долгов было разделено на 2 предприятия: общество с ограниченной ответственностью "Лисичанский резинотехнический завод", с числом работающих до 400 человек, выпускающий конвейерную ленту и ОАО "Лисичанский завод РТИ", производящий формовые и неформовые резинотехнические изделия и рукава напорные, где сегодня работает около 800 человек.

В настоящее время из-за дефицита оборотных средств работает нестабильно, среднемесячные объемы производства снижены до 350-400 тыс. грн. Задолженность по зарплате составляет до 2,7 млн. грн. Находится в стадии санации. Требует ускоренного утверждения и реализации плана санации с последующим привлечением инвестора. Существенной проблемой в области является банкротство предприятий. Практика применения Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом" свидетельствует о его несовершенстве, это привело к потере значительного количества предприятий. Всего в области с 1992 года ликвидировано более 600 предприятий, в том числе 134 - в Луганске, среди них такие крупные как ОАО "Луганский автосборочный завод", ЗАО "Луганский эмалировочный завод", ЗАО "Луганское инструментально-производственное объединение" , 74 предприятия в Стахановском регионе , 52 предприятия в Лисичанском регионе, 18 предприятий в Краснолучском регионе, в том числе ОАО "Краснолучский механический завод", 21 предприятие в Свердловске, в том числе Свердловский домостроительный комбинат, 32 в Северодонецке, в том числе ОАО "Химавтоматика", АТЗТ "Агропромсервис", 30 в Алчевске и т.д.

В настоящее время процедуру банкротства проходят 438 предприятий нашего региона, в том числе 67 промышленных предприятий, 32 предприятия топливно-энергетического комплекса, 33 - транспорта, 31 - строительства, 97 предприятия агропромышленного комплекса и 167 предприятия других отраслей. Среди них 79 - проходят процедуру санации, в ликвидации - 318 предприятий, остальные проходят стадию распоряжения имуществом. Финансово-экономическое состояние предприятий, проходящих процедуру санации, значительно ухудшается, на большинстве из них растет задолженность по заработной плате, несмотря на значительную реализацию основных фондов, сокращается численность работающих. Примером являются ЗАО "Луганский завод коленчатых валов", ОАО "Северодонецкий приборостроительный завод", ОАО "Северодонецкий завод сопротивлений", ОАО "Ивановский станкостроительный завод" и др. Причиной такого положения дел, в основном, является отсутствие эффективного инвестора, отсутствие средств на перепрофилирование предприятий и производств, длительность процедуры согласования и утверждения планов санации, невыполнение мероприятий, предусмотренных этими планами, неквалифицированные действия управляющих санацией и многое другое. Вопиющим примером неэффективной санации, которая длится с 2001 года, является ГП ПО "Луганский станкостроительный завод". Финансовое положение предприятия в настоящее время характеризуется сверхкритической неплатежеспособностью, спадом производства, ростом задолженности по зарплате, которая на 01.03.2006 составляет около 5 млн.грн. Значительную напряженность в коллективе, вызывает также неопределенность дальнейшего его существования в связи с отменой Высшим хозяйственным судом решения о продолжении процедуры санации. В результате из нескольких сотен предприятий, которые находились в банкротстве, успешно провести эту процедуру удалось лишь единицам -ОАО "Алчевский металлургический комбинат", ОАО "Лиссода", ОАО "Стахановский вагоностроительный завод".

Есть надежда, что недавнее решение правительства о создании Государственного департамента по вопросам банкротства позволит повысить полномочия и установить персональную ответственность за реализацию данной политики подразделениями Министерства экономики Украины. Одной из не решаемых проблем являлось отсутствие финансирования государственных и научно-технических программ. Холдинговая компания "Лугансктепловоз" на протяжении 1998-2004гг. являлась основным исполнителем ряда государственных программ, связанных с развитием рельсового транспорта, на реализацию которых было выделено немногим более 2% от предусмотренного программами финансирования из госбюджета. Такая же ситуация с финансированием научно-технической программы предприятия ЦКБМ "Донец", на которую с 2001 года средства не выделялись. Ежегодные обращения облгосадминистрации в центральные органы исполнительной власти с просьбой о финансировании данных программ остаются безрезультатными.

С каждым годом на промышленных предприятиях области усложняется ситуация с обеспечением квалифицированными кадрами, особенно станочников (токарей, фрезеровщиков и др.) и высококвалифицированных слесарей. Только в легкой промышленности недостает более 700 швей. Во многих городах области (Стаханов, Первомайск, Свердловск, Антрацит и др.) отсутствует подготовка этих специальностей профессионально-техническими училищами и Центрами занятости.

В предыдущие годы не уделялось должного внимания вопросам реконструкции и техперевооружения предприятий электроэнергетики и газовой промышленности, что в значительной степени обострило сегодня проблемы надежности энергообеспечения потребителей области и предупреждения возникновения аварийных ситуаций. Основной причиной является старение оборудования. Недостаточное финансирование, особенно в 90-е годы, отражается на техническом состоянии электрических сетей. Из 5 случаев крупных сбоев электроснабжения в 2005 году, 4 связаны с недостаточной механической или электрической прочностью оборудования, отслужившего 25 и более лет. Программа освоения ресурсов нефти и газа в Луганской области ДК «Укргаздобыча» 2001-2005 гг. в части осуществления геологоразведочных работ, эксплуатационного и поисково-разведочного бурения профинансирована немногим более, чем наполовину.

За последние пять лет в 2,9 раза увеличилось количество распределительных газопроводов, находящихся в эксплуатации более 40 лет.

Продолжение следует…

ЛОГА
 
< Пред.   След. >
Последние новости

Регистрация доменных имен, хостинг! 


Выбор Portal.Lg.Ua - NATO
Ответственность за содержание публикации полностью ложится на источник информации (см.«Сайт Источника. Администрация портала Ukrwebmir Net может не разделять мнение автора.
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ www.femina.com.ua
            пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ       Rambler's Top100       Rambler's Top100      
Copyright © 2006 - 2023
Компания вебдизайна Интернет технологий "Планета-плюс"